вторник, 15 марта 2016 г.

9 великолепных произведений Фёдора Достоевского:


1. Идиот
"Идиот". Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя...

2. Братья Карамазовы
Последний, самый объемный и один из наиболее известных романов Ф.М. Достоевского обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Книга, которую сам писатель определил как "роман о богохульстве и опровержении его", явилась попыткой "решить вопрос о человеке", "разгадать тайну" человека, что, по Достоевскому, означало "решить вопрос о Боге". Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых автор повествует об извечной борьбе Божественного и дьявольского в человеческой душе. Один из самых глубоких в мировой литературе опытов отражения христианского сознания, БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ стали в XX веке объектом парадоксальных философских и психоаналитических интерпретаций.

3. Преступление и наказание
Одно из "краеугольных" произведений русской и мировой литературы, включенный во все школьные и университетские программы, неоднократно экранизированный роман Достоевского "Преступление и наказание" ставит перед читателем важнейшие нравственно-мировоззренческие вопросы - о вере, совести, грехе и об искуплении через страдание. Опровержение преступной "идеи-страсти", "безобразной мечты", завладевшей умом Родиона Раскольникова в самом "умышленном" и "фантастическом" городе на свете, составляет основное содержание этой сложнейшей, соединившей в себе несколько различных жанров книги. Задуманный как "психологический отчет одного преступления", роман Достоевского предстал перед читателем грандиозным художественно-философским исследованием человеческой природы, христианской трагедией о смерти и воскресении души.

4. Униженные и оскорбленные
"Униженные и оскорбленные" - первое большое произведение, написанное Федором Михайловичем Достоевским после возвращения с сибирской каторги. Обращаясь к жизни городского дна, Достоевский во многом следовал традициям западноевропейской литературы середины XIX века, особенно сочинениям Чарльза Диккенса и Эжена Сю с их запутанными причудливыми сюжетами, загадками, обманами и тайными преступлениями. И в то же время этот "роман из петербургской жизни" выдержан в традициях "натуральной школы" с ее обостренным вниманием к личности персонажей и строго правдивым изображением действительности. Здесь же особенно заметен тот глубокий психологизм в разработке характеров, который получит развитие в дальнейшем творчестве писателя.

5. Бесы
БЕСЫ - безусловно, роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту-писателя, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина - страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.
Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, Достоевский предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о "неправильном" общественном устройстве идет речь в романе - душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

6. Игрок
Судьба под маской любви или страсти к картам или рулетке играет с тобой в кошки-мышки, и ты не сможешь уклоняться от ударов, прикрывать душу и прятаться от ее взгляда. Ты погиб. Ты погибнешь в любом случае, ты не сможешь убежать, потому что живешь между равновеликими по разрушающей силе величинами. И все же любовь сильнее, она усиливает иммунитет к тщетной борьбе с судьбой, часто дарует благодать принять жизнь и самого себя.
Читать Достоевского! Чтобы попросить свою любовь: будь со мной, я устал убегать. Я ни о чем тебя не прошу - только будь со мной, пока угроза судьбы не пройдет стороной еще раз. Последний раз. Будь со мной.

7. Записки из подполья
"Записки из подполья" - увертюра Достоевского к его пятикнижию; в повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя; здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии экзистенциализма. "Записки из подполья" - повесть точно поставленных вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.

8. Бедные люди
Книга простая - и болезненная в своей простоте. Книга, из которой наряду с "Шинелью" Гоголя вышла "вечная тема" всей российской литературы - тема "маленького человека", раздавленного безжалостной силой бытия. "Бедные люди" - книга, которую, читают однажды - а потом перечитывают всю жизнь…

9. Подросток
"Подросток". Книга, в которой основная тема творчества великого Достоевского - тема судьбы человека, психологически и духовно не укладывающегося в привычные рамки, - обрамлена запутанным, почти "детективным" сюжетом, достойным классического "романа тайн".
Книга не просто гениальная, но еще и бесконечно глубокая.
"Отцы и дети" по Достоевскому?
Или - интеллектуальный остросюжетный роман?
Быть может, то и другое одновременно?..


Комментариев нет:

Отправить комментарий